Это нашей истории строки (В.И. Тинькова)

В.И. Тинькова, член совета ветеранов педагогического труда

г. Междуреченска

 

Рассказ о времени и людях, на мой взгляд, уместно начать с того, что, когда все уходят с головой в политику и бизнес, с детьми остается учитель.

Остается и удерживает их на самом краю пропасти житейских проблем, дает знания – крылья, чтоб смогли воспарить к великим и высоким целям.

                        Все начинается со школьного звонка!

                        Мечта, наука, дружба – что хотите!

                        Дорога к звездам!

                        Тайны океана –

             Все это будет поздно или рано,

                        Но – все начинается со школьного звонка.

По школьному звонку гостеприимно распахивали свои двери школы Томусы, так именовали наш район рабочего поселка Ольжерасс до июня 1955г. Открывались они в разное время, располагались в неприспособленных помещениях, именовались по названию поселков: Томусинская, Иванакская, Лужбинская, Кизесская, Кумзасская, Немнегешская и т.д.

Одним из них была суждена долгая жизнь, другие закрывались из-за малого числа детей, находились все школы в подчинении Мысковского районо, заведовал которым Павел Дмитриевич Бобровников, педагог от бога, удивительно внимательный человек, умевший найти нужное слово в трудный для учителя час.

При его активном участии бывшие начальные школы, открытые в 1946 – 1948 гг., Сыркашинская, Ольжерасская, Чебалсинская, стали прообразом в начале семилетних, а затем средних школ №1, 3, 7, их бывшие заведующие: Зинаида Афанасевна Куспекова, Клавдия Федоровна Спесивцева (Булло), Антонина Иосифовна Кириллова – достойный образец бескорыстного служения образованию, безграничной любви к детям.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1955 года рабочий поселок Ольжерасс (численность населения 50 тысяч человек, из них 27 тысяч – спецконтингент) преобразован в город Междуреченск. В его состав были включены и другие мелкие поселки, расположенные к Западу и Востоку от него: от Косого порога до Чексу.

12 октября 1955 года 1-ой сессией Междуреченского городского Совета народных депутатов был утвержден заведующий отделом народного образования – Ломаков Михаил Федорович.

Приказом №1 от 30.11.1955г. по Междуреченскому гороно приняты переводом выделенные из Мысковского районо следующие школы: №1, 2 – средние;

Ольжерасская, Чебалсинская, Чульжанская, Назасская, Чексинская, Майзасская – семилетние;

Камешковская, Томусинская, Иванаксская, Лужбинская, Кизесская, Карайская, Косопорожская, Кумзас – Томская, Новоулусинская, Немнигешская, Распадская, Верхольжерасская, Кумзас – Усинская – начальные;

ШРМ №1 и Майзасская – вечерние школы.

Все они приобрели новый статус – городские.

На долю их руководителей: Андреева М.И., Ворожцовой А.В., Булло К.Ф., Суслова Я.З., Смирновой М.М., Доценко Т.Н., Косаревой М.И., Нечаевой В.П., Шульга Е.Р., Денежкиной А.А., Нурумова Т.Н., как и многих других, выпала не простая задача  - создание коллектива единомышленников в масштабах города, ставшего 16-ым по счету в Кузбассе; создание учебно – материальной базы; укрепление связей с трудовыми коллективами, определение перспективы развития.

Коллектив гороно вместе с другими отделами горисполкома размещаются на втором этаже строящейся школы № 2, занимал одну классную комнату, в штате гороно-заведующий – М.Ф. Ломаков, инспектор – И.В. Сусликова и бухгалтер – К.М. Зайтинова.

Познакомившись с коллективами школ, работники гороно приступили к формированию традиций, которым суждено было лечь в основу всей системы образования. Первая из них – январское совещание учителей - было приурочено к каникулам 1956г., на совещание вынесены вопросы:

            - итоги I учебного полугодия;

            - подготовка к первому смотру художественной самодеятельности;

            - поощрение лучших.

Спокойная обстановка, деловое обсуждение, тесный контакт с руководителями сделали первую встречу незабываемым событием, большим праздником.

Другим ярким событием был первый смотр художественной самодеятельности школьников, проходил он в марте 1956 года в небольшом клубе шахты 1-2 в п. Ольжерасс.

Автобусов в то время не было, участники смотра во главе с руководителями школ добирались пешком, удивительное зрелище предстало перед жителями п. Ольжерасс: нескончаемый людской поток; клуб гудел, как потревоженный улей. Юные зрители – болельщики щедро аплодировали всем исполнителям.

Добрый дух соревновательности обеспечивал общий успех. Но особенно удивило всех выступление хора мальчиков Ольжерасской школы под руководством талантливого педагога Семена Дмитриевича Овчинникова, который надолго связал свою судьбу с этой школой и  в течение нескольких десятилетий был неизменным участником смотров самодеятельности как детей, так и педагогов.

Для работников образования и общественности города не менее памятными были и первые демонстрации трудящихся, посвященные Дню 7 ноября (1956г.) и Дню 1 Мая (1956г.), право открывать их было предоставлено учащимся, чем они очень гордились, тем более, что демонстрация 7 ноября 1956г. была заснята Новосибирской студией кинохроники и нашла отражение в киножурнале «Сибирь на экране».

Для старшеклассников школы №2 особенно волнительной была  демонстрация 1 Мая 1957г., их колонна заметно выделялась на общем фоне: они шли в гимнастерках и беретах кубинских «барбудос».

Строится город, появляются новые предприятия, растет число учащихся, а вместе с тем  – потребность в педагогических кадрах.

В июле 1956г. на должность заведующего педкабинетом принят Владимир Францевич Юриш, с января 1957г. он переведен на должность инспектора гороно. В августе 1957г. заведующей педкабинета назначена Анна Васильевна Букало, ныне заслуженный учитель РФ, позднее займет должность заведующего гороно (1958-60гг.), директора школ №6, 5, учителя русского языка и литературы.

Им вместе с Ираидой Витальевной Сусликовой предстоит организовать руководство, контроль и методическую помощь 150-ти педагогам и более 4000 учащихся.

Активные помощники работникам гороно – молодые специалисты, прибывшие из разных регионов: Тамара Васильевна Комарова (Закрытная); Светлана Николаевна Вульф (Мокеева); Мария Михайловна Тарабрина (Дорофеева); Лидия Матвеевна Антропова; Нина Владимировна Платова; Валентина Ивановна Шурышева (Тинькова); Антонина Михайловна Каляева; Марта Тихоновна Лаухина  (Мартыненко); Нина Мартовна Мамм, Эсфирь Павловна Штерн,Алексей Николаевич Шипицын.

            Наставниками молодых были замечательные учителя, руководители:

·               Михаил Осипович Андреев;

·               Софья Ивановна Андреева;

·               Наталья Георгеевна Трифонова;

·               Мария Ивановна Богатова;

·               Вера Александровна Цыпкина (Соколова);

·               Екатерина Ивановна Атучина;

·               Полина Матвеевна Ноздреватых;

·               Клавдия Федоровна Булло;

·               Александра Викторовна Ворожцова.

 

С ростом числа учащихся возникают очередные  проблемы:

·               Отсутствие необходимого числа классных  помещений;

·               Организация досуга детей;

·               Жилье для учителей, и все они решаются благодаря поддержке горисполкома и горкома партии.

 Так весной 1958г. был открыт  Дом пионеров и школьников, в короткий срок ставший настоящим  центром досуговой деятельности (директор Назаревская И.Н.)

А чуть ранее 16.07.1956г. Томусинская начальная школа (п.Притомский) переведена в другое помещение и получила на радость детворы статус средней школы, директором назначена Гилева Клавдия Антоновна. Благодаря этому были созданы условия для продолжения образования двум близь лежащим школам; вернее, их выпускникам: железнодородной и Чебалсинской семилетних школ.

В мае 1956г. при содействии горисполкома и горкома партии в новом доме на проспекте Коммунистическом была выделена 3-х комнатная квартира, в которой было организовано общежитие для молодых специалистов.

Все эти проблемы успешно решались при активном содействии Я.А.Мерзлякова, председателя горисполкома, Н.Д.Турчина, секретаря горкома партии, В.Н. Усанова, заведующего облоно.

На протяжении всей истории системы образования педагогов – междуреченцев отличали такие качества, как подвижничество, оптимизм, высокий патриотизм, энтузиазм, стремление к новизне, они-то и помогали родному городу шагать впереди планеты всей, развиваться и созидать.

Среди старшего поколения междуреченцев было значительное число тех, кто в силу разных причин не имел никакого образования. Перед образованием поставлена  серьезная задача – ликвидировать неграмотность, начать обучение с младшего обслуживающего персонала школ. В течение 1956 – 58гг. эта задача успешно решается, малограмотные получают образование на уровне начальной школы, учителя дополнительную плату 100 рублей за каждого обученного.

На базе семилетних школ открываются филиалы ШРМ, в которых идут занятия для работающей молодежи, не имеющей образования; так в Чебалсинской семилетней школе с 01.10.56г. открыты 5,6,7 классы для молодых рабочих; в отдаленных поселках открыты классы для лиц, отбывающих наказание, и обслуживающего их персонала; в Междуреченском горностроительном техникуме открыто вечернее отделение, позволяющее молодежи получить специальное образование и пополнить ряды квалифицированных рабочих.

С 05 по 09 августа 1959г. в г. Кемерово проходил 3-ий съезд учителей Кузбасса, учительство г. Междуреченска на нем представляли:

·               Анна Васильевна Букало;

·               Екатерина Ивановна Атучина;

·               Михаил Осипович Андреев;

·               Матрена Ивановна Косарева;

·               Анна Андреевна Крысанова;

·               Валентина Поликарповна Парфенова;

·               Ия Вячаславовна Крупович;

·               Галина Ивановна Мальцева;

·               Зинаида Николаевна Деменкова.

Растет число учащихся, увеличивается педколлектив, возникала необходимость создания централизованной бухгалтерии, приказом №587 от 27.04.1960г. она создана, утверждено следующее количество классов комплектов по школам:

·               Школа №1 -57;

·               Школа №2 – 48;

·               Школа №3 – 33;

·               Школа №4 – 23;

·               Школа №6 – 58;

·               Школа №7 – 31;

·               Школа №8(сем) – 10;

·               Школа №9(сем) – 17;

·               Ташелгинская – 7;

·               ВСШ №1 – 24;

·               ВСШ №2 – 15;

·               В. Майзасская ШРМ – 5;

·               В. Ольжерасская ШРМ – 5;

·               Д. Ольжерасская ШРМ – 5;

·               Майзасская ШРМ – 5;

·               Болотнинская ШРМ – 5;

·               Чексинская ШРМ – 5;

·               Школа №19(ср) – 57;

·               Школа №10(нач) – 16;

·               Ср.Майзасская – 5;

·               Майзасская – 18 + интернат – 25 чел (сем);

·               Тебинская – 15 + интернат – 30 чел.

·               Распадская – 11;

·               Камешковская (нач) –  7;

·               Косопорожская (нач) – 2;

·               Чексинская (сем) – 8;

·               Лужбинская (нач) – 1;

·               Сливинская (нач) – 1;

·               Карайская (нач) – 1;

·               К – Усинская (нач) – 1;

·               Чульжанская (нач) – 1.

Всего: 525 классов – комплектов.

 Несколько позже распоряжением Кемеровского облисполкома №1027 от 17.11.1965г. бухгалтерия Междуреченского гороно реорганизована в централизованную бухгалтерию со штатом 14 человек, приступит к работе укрупненная бухгалтерия с 01.01.1966г., под ее контролем – финансовая деятельность школ и детских садов.

Пополнился и  штат гороно, к инспекторской службе подключились Марта Тихоновна Лаухина (Мартыненко), Мария Федоровна Акиньшина, Валентина Поликарповна Парфенова; Мария Петровна Скакунова возглавила педагогический кабинет.

            Во всех мероприятиях, проводимых по инициативе руководителей школ и гороно, активное участие принимали общественные организации: комсомольская, партийная, профсоюзная. Интересы учителей в разные годы отстаивали профсоюзные лидеры:

  • Арсентий Сидорович Майтаков;
  • Галина Ивановна Мальцева;
  • Анна Авросимовна Клочкова;

·         Ираида Витальевна Сусликова;

  • Вера Александровна Цыпкина;
  • Анна Павловна Остапчук;
  • Людмила Леонидовна Петрова.

В учительской среде популярен термин – педагогический почерк.

Свой педагогический почерк присущ и руководителям системы образования, он своеобразный способ подведения итогов достигнутого.

С именем Михаила Федоровича Ломакова, первого заведующего гороно (1955-1958гг.), связаны первые шаги по созданию системы образования, формированию ее кадрового потенциала, установлению содружества школ с трудовыми коллективами.

Анна Васильевна Букало (1958 – 1960гг.) продолжила добрые начинания, значительное внимание уделяла сохранению контингента учащихся, укреплению учебной базы школ, будировала вопросы строительства школ, настояла на необходимости создания централизованной бухгалтерии, способной оперативно решать проблемы финансирования и контроля за расходованием средств.

По ее инициативе начата активная работа по ликвидации неграмотности и малограмотности.

Сторонник дисциплины и порядка во всем, Анна Васильевна требовала неукоснительного выполнения правил внутреннего распорядка во всех образовательных учреждениях, что, в немалой степени, способствовало достижению значительных результатов.

Алексею Михайловичу Исупову пришлось дважды возглавлять отдел народного образования (1960 – 64гг.; 1970 – 1973гг.).

Ему довелось быть участником таких значительных событий, как строительство и ввод в эксплуатацию школ:

·               1960г. – школа №7 (кирпичное здание);

·               1961г. – школа №6;

·               1961г. – школа №4 (новое здание);

·               1963г. – школа №9 (новое здание);

·               1962г. – школа №11 (заняли кирпичное здание);

·               1962г. – школы №13, 14 (деревянные здания);

·               1963г. – в новое здание перешла средняя школа №1, учебный корпус передан школе – интернату, ставшему достойным центром трудового обучения и воспитания.

 Педагогический коллектив пополнился молодыми специалистами, изучаются и внедряются новые подходы к преподаванию: Ростовский, Липецкий методы обучения.

В центре внимания – вопросы нравственного воспитания и физического совершенства.

Специфика района находит свое отражение и в системе образования: обеспечивая возможность получения начального образования детям работников отдаленных участков управления ВД, функционировали малокомплектные и начальные школы, их названия малознакомы нынешним междуреченцам: Болотная, Немнегешская, Ташелгинская, Чексинская и другие начальные школы.

В силу меняющихся условий некоторые из них претерпели изменения: так 01.10.1961г. закрыта Ольжерасская начальная школа; 29.08.1962г. Назасская начальная школа реорганизована в семилетнюю, ей присвоен №8, расположена она в поселке Усинском, в ее состав вошла и Чульжанская начальная школа.

К сентябрю 1963г. в системе гороно значились 20 начальных, 12 восьмилетних и средних школ, 1 вспомогательная, 2 вечерних школы.

Все они требовали к себе пристального внимания, заботы, всесторонней методической помощи. Немногочисленному аппарату гороно на помощь приходили энтузиасты: внештатные инспектора и методисты.

Молодые специалисты, прибывшие из разных концов России, увлекают детей рассказали о дальних городах и весях, интересных экскурсиях по памятным местам. Но народная пословица гласит: « Лучше один раз увидеть, чем 7 раз услышать».

В летние каникулы 1963 года юные междуреченцы впервые отправились в дальние путешествия: города Львов, Ленинград поразили их своим величием и красотой, не менее интересными были поездки на Северный и Южный Кавказ. Руководители туристических групп: Станислав Евгеневич Котляров, Мария Кирилловна Булгакова, Анастасия Ивановна Зайцева, Арсентий Сидорович Майтаков – успешно справились с непростой задачей – сохранить жизнь и здоровье детей, показать им необъятные просторы страны, заслужили благодарность не только детей, но и их родителей.

Это доброе начинание нашло продолжение, стало традицией.

В последующие года подобные поездки стали частыми, дети посетили Москву, столицы республик Средней Азии, Прибалтики, что нашло отражение в их творческих работах, дневниковых записях, фотоальбомах и, в какой-то степени, в выборе жизненного пути.

Достойным преемником Алексея Михайловича, продолжателем начинаний и инициатив был Семен Семенович Гаврин (1964 – 1970гг.).

При его активном участии были построены и сданы школы №19 (1965г.); №20 (1967г.); №21 (1968г.); №15 (1969); №22 (1970г.).

Корпус руководителей пополнился мужским составом, возглавляют школы талантливые учителя,спсобные решать любые проблемы оперативно, четко, заражая собственным примером и энтузиазмом:

·               Виктор Николаевич Носков;

·               Арсентий Сидорович Майтаков;

·               Михаил Васильевич Лопухинский;

·               Семен Семенович Алямовский;

·               Николай Никифорович Михайлов.

Их приход особенно порадовал тех коллег – руководителей, которых огорчало малое мужское содружество:

·               Якова Давыдовича Коноплева;

·               Василия Васильевича Зайцева;

·               Виктора Ивановича Токмашева;

·               Якова Васильевича Чудоякова;

·               Антона Васильевича Кусургашева.

Жизнь города определяет очередную задачу, решить которую предстоит образованию – это организация летнего отдыха и досуга детей.

26.06.1964г. на базе школы №8 (п. Усинский) открыт загородный пионерский лагерь «Костер», ставший на много лет любимым местом отдыха детей и дополнительным местом работы учителей во время каникул. Что поделаешь, коль надо, будешь воспитателем и вожатым.

Рост числа школ, числа педагогических коллективов выдвигает новые требования к организации методической работы, к совершенствованию учебной базы, созданию учебных кабинетов.

13.11.1965г. проведен 1-ый смотр кабинетной системы, определены школы – победители:

I место – школа №1;

II место – школа №10;

III место – школа №3;

IV место – школа №6;

V место – школа №2;

VI место – школа №7;

VII место – школа №4;

VIII место – школа №9.

С 01 по 09.01.1966г. на базе школы №7 впервые функционирует зимний военно – спортивный лагерь для учащихся старших классов, руководит им Валентин Васильевич Камкин завуч школы №3. Приказом по гороно объявлена благодарность за хорошую организацию работы лагеря: Валентину Васильевичу Камкину, Георгию Платоновичу Фомину, командам школ №1, 2, 4, 6, 7, 10.

Принято решение: подобный лагерь проводить ежегодно во время зимних каникул, расширить программу занятий по прикладным видам спорта.

В жизни ученических и педагогических коллективов находят постоянную прописку городские и областные туристические слеты, готовят и проводят их инициаторы – энтузиасты: Кузьма Иосифович Лаптев, Татьяна Алексеевна Рубан, Римма Васильевна Калинина.

С целью распространения передового педагогического опыта, оказания методической помощи молодым учителям используется такая форма методической работы, как кустовая опорная школа. В качестве опорных определены школы: №1, 3, 6, ВСШ №1.

К школе №1 отнесены школы №5, 8, 12, п.Чульжан, Карай, Камешки, Чекса, Кумзас – Усинская.

К школе №3 - №2, 9, Распадская, Косопорожская, Ташелгинская.

К школе №6 - №4, 7, 10, п.Майзас, Теба, Лужба, Сливень.

К ВСШ №1 – ВСШ №2, школа ИТЛ.

Жизнь коллективов детей и учителей активно наполняется новым содержанием:

·  С 1967 года традиционными стали съезды общественности (городские и областные), предмет обсуждения, - вопросы воспитания, связи с семьей, производством;

  • За хорошую организацию работы по сбору макулатуры, металлолома вознаграждение руководителем школ (от 7 до 15 рублей); классным руководителем – 7 – 10 рублей.
  • В 1967г. успешно функционирует загородный пионерский лагерь «Костер» (п. Усинский); открытый в 1964г.;
  • 1967г. Конкурс сочинений «Моя родина», посвященный 50–летию октября, победители отмечены грамотами;
  • Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.08.1967г. присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» Кареповой Анфисе Максимовне, учителю химии школы №2, первой среди учителей города;
  • 1969г. – этого же звания удостоена Валентина Матвеевна Гаврина, учитель начальных классов школы №6;
  • 24.09.1971г. – Атучина Екатерина Ивановна, учитель истории школы №2;
  • С 01.09.1967г. – пристальное внимание изучению курса гражданской обороны (ГО), занятия ведутся раздельно: девочки знакомятся с азами медицины, юноши – военного дела.

Мужской коллектив педагогов заметно пополняется военными руководителями: Павел Тихонович Левин, Михаил Иванович Селезнев, Иван Никитович Буковский, Семен Дмитриевич Овчинников работают в тесном содружестве с учителями труда, тоже бывшими участниками Великой Отечественной войны: Георгием Платоновичем Фоминым, Георгием Степановичем Ручкиным, Гаврилой Поликарповичем Аникиным, Василием Ефимовичем Кабановым, Василием Михайловичем Волынкиным, Николаем Ефимовичем Поповым.

Все они оставили глубокий  след в памяти коллег и молодого поколения, с которым щедро делились жизненным опытом и обширными знаниями.

30.10.1967г. проведена IV туристско – краеведческая конференция «Из искры возгорится пламя», посвященная 50-летию Октября, активное участие в ней приняли не только учащиеся, но и военные руководители, участники ВОВ.

Поощрительные грамоты участникам – учащимся вручали военные руководители и участники ВОВ, чем, конечно, безмерно порадовали детей.

В октябре 1967г образование города впервые отметило день учителя, праздник был подготовлен коллективом школы №6, проведен на высоком организационном и художественном уровне, приказом по гороно коллективу объявлена благодарность.

В период с 09.1970г. по 1973г. вновь руководит гороно Алексей Михайлович Исупов, Семен Семенович Гаврин переходит в школу №2 директором.

В этот период были построены и сданы школы №12 (1971) и №23 (1972г) руководство которыми было возложено на Мокееву Светлану Николаевну и Бедареву Маргариту Яковлевну, им предстояло сформировать коллективы: ученический, родительский, педагогический, определить основные направления деятельности, заложить основу будущих творческих результатов, с чем обе успешно справились.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1973г. присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» Анне Васильевне Букало.

15 июня 1973г. Алексей Михайлович передает бразды правления гороно Людмиле Михайловне Владимировой, на долю которой приходятся 13 интересных, результативных, примечательных лет деятельности отдела и в целом системы образования.

Растет город, мужает и крепнет образование, инициатива, творчество педколлективов выходит далеко за пределы города, к опыту междуреченцев проявляют интерес не только в Кемеровской области, но и в столице.

Областные семинары, участие в смотрах – конкурсах, конференциях предоставляют широкое поле для демонстрации успеха системы образования.

Строятся и вступают в строй современные школьные здания: №24 (1974г.), №10 (1977г.), №25 (1986г.).

При содействии ГК КПСС, трудовых коллективов 28.08.1974г. был открыт филиал Сибирского металлургического института, заведующим назначен Станислав Евгеньевич Котляров, учитель химии.

Трудящимся Междуреченска дана возможность получить высшее образование без отрыва от производства, чем многие и воспользовались.

Отдел народного образования оказывал всестороннюю помощь и поддержку.

Педагогические коллективы успешно решают вопросы трудового обучения и воспитания, широкую популярность приобретают «пионерские счетчики», «клубы выходного дня», летние лагеря труда и отдыха.

Крепнут связи педколлективов с трудовыми бригадами, шефствующими предприятиями, тесное содружество дает свои положительные результаты, растет число тех, чей труд отмечен наградами: так за период с 1973 по 1986г. Значком «Отличник  народного просвещения» награждены 57 человек, среди них руководители предприятий и партийные работники:

·               Жмуровский К.А., директор Томусинской автобазы;

·               Найдов М.И., директор шахты имени В.И.Ленина;

·               Абрамов В.М., директор шахты «Распадская»

·               Овденко В.И., 1-ый секретарь ГК КПСС;

·               Проказина З.М., секретарь ГК КПСС.

 

В 2002году нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» награждены: Щербаков Сергей Федорович, Зарайко Владимир Иванович.

В период с 1973 по 1986 гг. награждены пять учителей знаком «Отличник просвещения СССР»:

·               Захарочкина Ида Петровна, учитель биологии;

·               Осинцева Зоя Васильевна, учитель биологии;

·               Мартыненко Марта Тихоновна, инспектор гороно;

·               Томских Владелена Павловна, учитель истории;

·               Ананьина Татьяна Григорьевна, заместитель директора по УВР.

 Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»:

·               Стукаловой Надежде Дмитриевне;

·               Булгаковой Марии Кирилловне;

·               Кальчук Юлии Николаевне;

·               Ивановой Галине Алексеевне;

·               Владимировой Людмиле Михайловне;

·               Соколовой Антонине Николаевне;

·               Федюшиной Анне Андреевне.

 Профессиональному росту педагогов во многом способствует четко организованная методическая работа как в рамках школ, так и города.

Приказом по гороно от 13.01.1976г. объявлена благодарность руководителям городских методических объединений:

·               Вагнер Нине Борисовне;

·               Поповой Нине Семеновне;

·               Кальчук Юлии Николаевне;

·               Трофимовой Елене Абросимовне;

·               Крючковской Алле Николаевне;

·               Норка Ольге Филипповне;

·               Сажиной Валентине Ивановне и вручена денежная премия 10 рублей.

04.03.1976г. в школе №6 проходил очередной городской смотр художественной самодеятельности учителей, за активное участие в подготовке педколлективов к смотру руководители школ:

·               Гаврин Семен Семенович;

·               Павлов Леонид Иванович;

·               Казанцев Виктор Яковлевич;

·               Войткевич Марк Иванович;

·               Лисовский Владимир Иванович – награждены денежной премией в размере 10 рублей.

 Именно в этот  период растет число учителей, творческие достижения которых отмечены приказом по гороно и денежной премией в размере 10 – 15 рублей, награждения, как правило, приурочены к празднованию 8 марта, Дня учителя, Нового года.

С 1977 года производилось ежемесячная доплата за звание «Старший учитель» и «Учитель – методист», присвоенные в результате аттестации.

Пристальное внимание к проблемам трудового обучения и воспитания, осознанного выбора профессии, планирование (перспективное) профориентационной работы позволили положительно решить вопрос об открытии межшкольного учебно-производственного комбината, располагающего широким набором будущих профессий: воспитателя, повара, токаря, медицинского работника, парикмахера, слесаря, швеи, продавца.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в августе 1975 года.

Согласно приказу от 01.09.1978г. №374 по Междуреченскому гороно была закрыта школа №1, а здание передано учебно-производственному комбинату, директором которого назначен Анатолий Николаевич Садовников.

С открытием УПК трудовое обучение и воспитание поднимается на новый уровень и в течение длительного времени остается одним из ведущих направлений деятельности системы образования.

Пристальное внимание этой проблеме уделяется и в рамках методических семинаров для руководителя ОУ и отделов народного образования, проведенных на базе учреждений города, где отмечены педагогические коллективы за хорошую подготовку и проведение мероприятий: №495 от22.11.1978г. – школа №15; №532 от 26.12.1978г. – школа №11.

Сеть ОУ расширяется и за счет присоединения населенных пунктов.

Решением Кемеровского облисполкома №517 от 24.10.1979г. Ортонская восьмилетняя школа №82 и интернат при ней переданы в ведение Междуреченского гороно, 02.01.1980г. школе присвоили номер 16 (директор Сергей Павлович Колдомов), позднее будет присвоен статус средней школы.

1979 год был отмечен памятным событием: по итогам участия в социалистическом соревновании педагогический коллектив города был награжден Переходящим Красным знаменем Министерства просвещения и ЦК профсоюза работников образования РСФСР.

Город по праву гордится хорошо организованной работой пионерских дружин, Дома пионеров и школьных комсомольских организаций, успех им обеспечивали:

·               Людмила Николаевна Королева;

·               Альберт Михайлович Бабаев;

·               Ольга Николаевна Гогия;

·               Наталья Михайловна Андреева;

·               Нина Владимировна Платова;

·               Валентина Павловна Коваленко;

·               Владимир Петрович Саенко;

·               Екатерина Михайловна Усталова;

·               Надежда Васильевна Шишкалова;

·               Марина Валентиновна Соснина;

·               Людмила Викторовна Машьянова;

·               Светлана Ивановна Абикова.

 

При их активном участии проходили общегородские акции: «Пионерская плавка», «Миллион – Родине», «Пионерский счетчик – в каждый подъезд», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Ветеран живет рядом».

Призовые места в рамках областного смотра-конкурса кабинетной системы, победа учащихся на областных олимпиадах, рост числа золотых и серебряных медалистов – убедительное свидетельство растущего мастерства педагогов и растущей популярности системы образования города Междуреченска, в основе которого – зримые плоды непрерывного созидания, развития и творчества.

Трудно переоценить роль преемственности в развитии системы образования, она многогранна:

·               Наставничество ветеранов, оказание методической помощи молодым специалистам;

·               Стажерские конференции;

·               Методическая неделя;

·               Открытые уроки – все способствовало росту мастерства учителей.

 Преемственность в работе руководителей школ позволила сформировать основное направление деятельности, лицо каждого коллектива:

Школа №2 – Е.И. Атучина, А.М. Исупов, С.С. Гаврин, О.Ю. Гапоненко – «теплый» дом, Республика добра и света;

Школа №6 – А.В.Букало, А.И. Зайцева, Г.В. Арутюнова, Т.В. Чолох, Г.П. Мартынова – эстетика, высокая культура, здоровье;

Школа №12 – С.Н. Мокеева, В.Я. Казанцева, Н.Л. Саенко – каждый ребенок талантлив, помоги ему раскрыться, обрести уверенность; победить безволие;

Школа №19 – В.Н. Носков, В.З. Чикиринда, М.В. Фликов, Т.А. Шлендер – рачительный хозяин всегда в почете, «экономика должна быть экономикой», где же ей научиться, как не в классе;

Школа №20 – М.В. Лопухинский, З.В. Осинцева, И.Г. Бозина – «знания и труд – все перетрут», дружба с наукой – славная штука. А потому нашим детям – все по плечу;

Школа №21 – Е.Н. Гребенщикова, Н.Д. Стукалова, Н.И. Шулепова (Реймер), Н.Н. Калибина – разумный проект поможет всегда выход найти без большого труда; в спорте большом тоже нужен расчет, клуб теннисистов крепнет, растет;

Школа №22 – Ю.И. Бурова, Л. Головина, А.М. Бабаев, В.П. Саенко, Т.В. Барсукова – «в человеке все должно быть красиво», в школе тоже, но главное – душевная красота и чистота, за нее сражаемся и побеждаем, а силу черпаем из русского истока;

Школа №23 – М.Я. Бедарева, Э.А. Королева (Лысюк), Л.С. Саенко – с культурой дружим с первого дня, не зря же дворец виден из любого окна, уменье общаться поможет во всем: занят учебой или трудом, готовишься к смотру, идешь на «подмостки», и в КВН играют подростки, школой общенья зовется она, и активистами школа сильна;

Школа №24 – В.П. Крючковский, Ю.И. Бурова, М.Б. Берсенева – многих добрых дел начало здесь: дружба с «Распадской», телестудия, хоровые классы – прообраз эстетической гимназии, школьный тир это было и бесследно не прошло;

Школа №25 – В.И. Кливер, Н.И. Гаденова, Г.Ф. Лаврова, Н.Я. Якушева – стремление к новизне, нестандартному мышлению, содружество с методами развивающего обучения Эльконина – Давыдова, умение пробудить интерес к науке – все это позволяет учащимся быть активными участниками конкурсов, олимпиад различного уровня;

ВСШ №1 – А.Д. Шевченко, И.В. Сусликова, Г.Л. Кирьянова, Л.Б. Деева – считали главной задачей – сделать среднее образование доступным для каждого междуреченца, долгое время руководствовались идеей – «каждому молодому труженику – среднее образование», реализовали ее через открытие учебных классов непосредственно на предприятиях, у истоков школы стоял А.А. Гагкаев, неординарная личность.

ВСШ №2 – Т.Н. Нурумов, Н.И. Озолина, Е.В. Сизикова, Ю.И. Бурова, Л.Н. Лебедева – решали те же проблемы, что и ВСШ №1, несли знания тем, кто в них серьезно нуждался, но не оставляли без внимания и равнодушных к школьному труду, хотя работать приходилось в сложных условиях, не имея своего помещения. Энтузиазм и подвижничество помогали все одолеть.

Каждая школа имеет свою примечательную историю, свое лицо, педагогический почерк, важно все сохранить и преумножить, помнить тех, кому обязаны сегодняшними успехами и достижениями.

Как помнит коллектив школы №1 Любовь Ивановну Филиппову своего первого директора;

Школа №3 – тех, кто стоял у истоков развития и становления школы: П.Н. Аладышева, А.А. Мержиевского, Е.Н. Гребенщикову, Т.В. Закрытную;

Школа №4 – К.А. Гилеву, В.В. Зайцева, Ю.И. Бурову, Н.Д. Параеву;

Школы – интерната №5 – А.В. Букало, М.И. Войткевича, В.И. Кливер;

Школа №7 – Г.В. Скакунова, Н.В. Платову, М.В. Лопухинского, В.Н. Носкова, Л.И. Павлова;

Школа №9 – Корчуганова А.И., А.С. Майтакова, Г.А. Иванову, Н.Н. Михайлова, В.М. Булдакова, Н.С. Присяжных;

Школа №10 – М.Я. Бедареву, И.И. Байгозину, Н.И. Андрееву, В.Я. Казанцева;
            Школа №11 – М.И. Косареву, Н.Г. Трифонову;

Школа №13 – М.И. Косареву, Я.В. Чудоякова, А.П. Остапчук, Т.В. Бабиеву, А.М. Держко;

Школа №14 – Б.И. Токмашева, А.А. Кержнера;

Школа №15 – Е.Е. Исаева, В.М. Рослякову, Н.М. Сысоеву;

Лицея – Я.З.Суслова, Г.А. Иванову;

Этот далеко не полный список тех руководителей школ, которые заложили основы успеха сегодняшних образовательных учреждений, - лишнее подтверждение того, что доброе начинание не может быть забыто.

Преемственность в работе руководителей отдела образования позволила достичь тех значительных успехов, которыми сегодня по праву гордится Междуреченск, занимая ведущие позиции по многим направлениям.

Любовь Васильевна Головина (1986 – 1990гг.), сторонница бережного отношения к таланту учителя; четкого размеренного, строго продуманного ритма работы школ, дошкольных, внешкольных учреждений и отдела; постоянного повышения методического уровня и профессионального мастерства; целенаправленной деятельности методических объединений, отдает предпочтение коллективной и в то же время личной ответственности каждого за порученное дело.

По итогам аттестации за этот период присвоено звание «Учитель – методист» – 10, «Старший учитель» – 65 педагогам, почетного звания «Заслуженный учитель школы РФ» удостоена Федюшина Анна Андреевна, значком «Отличник народного просвещения» награждены 48 педагогических работников – результат, достойный уважения и похвалы тех, кто его достиг.

Строительство и ввод в строй 2-х современных школ: №25 (1986г.) и №1 (1989г.) – позволили оживить внеурочную деятельность учащихся и в Западном районе.

11 июля 1989 года по инициативе шахтеров шахты им. Шевякова началась забастовка, оказавшая определенное влияние и на систему образования: возникают экономические проблемы, рушатся контакты, дружба с базовыми предприятиями, надежными помощниками и сотоварищами.

Но по-прежнему в центре внимания остаются вопросы нравственности, трудового воспитания, физического развития и здоровья детей.

С приходом Владимира Петровича Саенко (1990 – 1997гг.) начинается новый этап в развитии системы образования.

Наряду с системой развивающего обучения Л.В. Занкова, в основе которой проблема соотношения обучения, воспитания и развития, учителя города через серию семинаров, проводимых при участии В.Р. Лозинга, приобщились к знакомству с культурно – деятельностной школой психологии Л.С. Выготского, в основе которой – гуманистическое мышление, ориентированное на развитие личности.

Познакомились с концепцией развивающего обучения, разработчики которой, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, видят главную цель в том, чтобы научить ребенка учиться, а для этого необходимо единство обучения, воспитания и развития.

Использование элементов методики развивающего обучения, работа в этой системе позволили учителю подойти к пониманию того, что пора перестать быть функциональной единицей, необходимо осознание собственной уникальности, собственного пути, пора примерить роль творца, умеющего принять решение и нести за него ответственность.

Образование становится средством стабилизации общественной жизни, основанном на сотрудничестве, сотворчестве при доверии и уважения, а обучение ведет за собой не только развитие ребенка, но и учителя.

Появляются новые формы распространения лучшего опыта, одна из них – конкурс профессионального мастерства «Учитель года» (1993г.). Педагоги, города сделали первый шаг, вызвавший большой интерес у коллег области, позднее этот конкурс приобретет статус областного, а в городе обретет постоянную прописку. Среди участников конкурса будут не только победители городского тура, но и областного, участники федерального конкурса П.И.Липатов, Л.А.Груздева. Расширяется круг участников: включаются дошкольники, внешкольники, классные руководители. Своим успехом порадовал всех победитель конкурса «Сердце отдаю детям» среди педагогов дополнительного образования С.Н.Ненилин.

  Пять педагогов удостоены почетного звания «Заслуженный учитель школы РФ»:

·               Ангелина Гавриловна Куртлюк (1991г.);

·               Людмила Стенановна Саенко (1992г.);

·               Тамара Яковлевна Огибалова (1992г.);

·               Валентина Ивановна Кливер (1993г.);

·               Тамара Викторовна Чолах (1995г.).

153 учителя награждены значком «Отличник народного просвещения»;

9 – Почетной грамотой Минобразования РФ. Все это свидетельство не только профессионального роста учителей, но и признания их успеха, заслуг перед обществом, пусть скромная, но оценка их труд.

Росту авторитета образования во многом сопутствуют методические семинары, проводимые на базе образовательных учреждений для разных категорий педагогических работников: для заведующих рай(гор)оно, методистов, учителей – предметников, организаторов внеурочной деятельности.

Заслуженно высокая оценка опыта междуреченцев находит отражение не только на уровне области, но и за ее пределами. Учимся мы, учатся и у нас.

С 1995 года поощряются и дети, достигшие значительных успехов в учебе, «Надежда Междуреченска» - достойная награда, своеобразная ступенька к золотой медали.

Закон «Об образовании» (1992г.), провозгласивший самостоятельность образовательных учреждений и определивший компетенцию органов управления образованием на муниципальном уровне, создал базу для преодоления однообразия школ, для реализации дифференцированного обучения, отработки в рамках эксперимента того или иного типа школы (лицей, гимназия, углубленного изучения предметов).\

 Используя эту возможность, руководители ОУ понимали, что от смены вывески суть не изменится, если не будет серьезной работы с коллективом по обновлению содержания образования.

Но и лицейские классы, и эстетическая и многопрофильная гимназии были той стартовой площадкой, на которой появились современные инновационные школы: лицей, гимназии №6, 20, 24, школа «Гармония».

По истине нужно быть лидером в образовании, чтобы не только принять эстафету, но и преумножить все добрые начинания.

Наталья Геннадевна Хвалевко с 1997г. по праву преемницы успешно решает проблемы образования, умело используя программно-проектный подход, большое внимание уделяет возрождению, сохранению, укреплению и пропаганде традиций, развитию системы образования, формированию единого образовательного пространства.

Создание НМЦ (1998г.) позволило сформировать единое методическое пространство, направленное на внедрение инновационных технологий, экспериментальных программ, распространение педагогического опыта через проведение научно-практических конференций учителей, рост числа их участников говорит за себя: 1998 – 99 уч.г. – 118; 1990 – 2000 уч.г. – 121; 2000 – 01 уч.г. – 130; 2001 – 02 уч.г. – 248 и т.д.

 Активизируется и работа с детьми: «Юные исследователи», «День науки», «Первые шаги в науку», «Центр олимпийского резерва», звание «Юное дарование» (1998г.), пристальное внимание одаренным детям и талантам – все это находит отражение в конечном результате, растет число медалистов:

·               2001 – 2002 уч.г. – З – 8; С – 48;

·               2002 – 2003 уч.г. – З – 15; С – 48;

·               2003 – 2004 уч.г. – З – 11; С – 48;

·               2004 – 2005 уч.г. – З – 11; С – 45;

·               2005 – 2006 уч.г. – З – 11; С – 36;

·               2006 – 2007 уч.г. – З – 14; С – 25;

·               2007 – 2008 уч.г. – З – 24; С – 28;

За 7 лет золото – 94; серебро – 278.

Растет число победителей олимпиад разного уровня, участников конкурсов, коллективам ЦДТ присвоено звание «Образцовый детский коллектив».

Не оставлено без внимания и главное богатство наше – учителя: удостоены звания «Заслуженный учитель РФ»:

·               Валентина Алексеевна Ершова (1997г.);

·               Александр Юрьевич Карачи (1999г.);

·               Ольга Юрьевна Гапоненко (2002г.);

·               Тамара Ивановна Моисеева (2007г.);

·               Любовь Васильевна Калинина (2009г.).

189 награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ», 121 – Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ.

Труд учителя стимулируют и такие формы поощрения, как грант комитета образования «За особые успехи в педагогической деятельности», грант главы города «За особые достижения в образовательной деятельности», конкурсы: «Лучшее ОУ», «Мастер педагогического труда», «Лучший творческий коллектив», «Лучший учитель России», «Лучший учитель Кузбасса», «Педагогические таланты Кузбасса», «Лучшая методическая служба в ОУ» - и всюду имена наших талантливых педагогов.

 Так грантом в 100000 рублей отмечены 28 педагогов (2006 – 08гг); в 50000 рублей – 13 педагогов (2006 – 2008гг); премией в 1 миллион рублей – 5 школ (гимназия №20 – дважды, №2, 19, 22), школа №1 – областной премией; муниципальной премией – 25 учителей (2002 – 2006гг), грантом комитета образования – 68 учителей (2000 – 2006гг).

Создается единое городское образовательное пространство, включающее муниципальную образовательную систему, ПУ №62, МГСК, 4 филиала вузов: ТГУ, ТПУ, СибГИУ, КузГТУ и 3 представительства: КемГАКИ, Новосиб Университет, МЭСИ, выпускникам предоставлено широкое поле выбора ОУ, где можно получить желательную специальность, не покидая родного дома и города.

Разнообразятся и способы получния образования: ОУ, экстернат, обучение на дому, обучение по индивидуальному плану.

Создаются новые курсы, один из них «Я и город», его программу и методическое обеспечение подготовили талантливые педагоги при активном участии Л.В. Калининой, А.С. Голубцовой, И.Г. Бозиной.

 Активно развиваются и дошкольные учреждения (об этом свое слово скажут специалисты): 8 – обще развивающего вида, 7 – с приоритетным направлением, 3 – присмотра и оздоровления, 1 – компенсирующего вида, 11 – комбинированного вида, 6 – традиционного вида. Педагогические работники ДОУ – постоянные участники всех городских мероприятий, инициаторы многих конкурсов: «Маленькая фея», «Волшебный фонарик», «Солнечные лучики», «Ритмическая гимнастика», «50-летию города – 50 лучших работ» и др.

Победителями регионального конкурса «10 лучших дошкольных образовательных учреждений» в 2007г. признаны: МДОУ №7 (заведующий Полина Александровна Павлова), МДОУ №24 (заведующий Ольга Николаевна Васенина); Мастерами педагогического труда признаны в городском конкурсе:

·               Панина Елена Владимировна, МДОУ №7;

·               Алексеева Ольга Васильевна, МДОУ №22;

·               Филимонова Валентина Григорьевна, МДОУ №34;

·               Премией главы города награждена: Усова Инна Степановна, МДОУ №53;

·               Грантом комитета образования – Мисник Лилия Владимировна, МДОУ №24;

Все это за один 2007г.

Неоднократно отмечались успехи коллектива МДОУ №33 и его руководителя – Манковой Нины Ивановны, МДОУ №39 – Шмаковой Татьяны Васильевны, №46 – Ванчиной Валентины Максимовны.

 В области воспитания приоритетное место занимает гражданско-правовое воспитание детей и подростков, развитие детского самоуправления, этой цели служат военно-спортивный лагерь «Ратник», курс «Я  и город», акция для старшеклассников «Один день с властью», конкурс проектов летней занятости, отдыха и оздоровления детей, акция «Не уставая твори добро», деятельность городского студенческого и родительского комитетов, совета старшеклассников.

Основные цели, задачи национального проекта в сфере образования нашли отражение и в плане управления образованием; главная – создать оптимальные условия для повышения качества образования, расширения доступности образовательных услуг. Для этого созданы:

·               многоуровневая система непрерывного образования;

·               система оценки и контроля качества образования;

·               система подготовки кадров;

·               социальной их поддержки;

·               условия для развития социального партнерства;

·               обеспечение безопасности жизнедеятельности через здоровье сберегающие технологии;

·               повышение эффективности воспитательной работы. В этом плане трудно, переоценить значимость учреждений дополнительного образования: ЦДТ, ДЮЦ, «Созвездие», в которых трудятся фанатики – энтузиасты, не устающие творить добро, организуя досуг детей.

 О каких бы успехах мы не вели речь, во всем видна организующая, направляющая роль лидера в образовании, каким по праву признана Наталья Геннадьевна Хвалевко, надеюсь, она продолжит историю системы образования и допишет недостающие страницы.

 


04.03.2014

вернуться к списку