Учительская художественная самодеятельность города Междуреченска в 70-е - 80-е годы

В 20-х—30-х гг. XX в. советских учителей призывали не ограничивать себя рамками узкой учительской деятельности, а повсюду вести работу по культурному и политическому просвещению масс, быть примером в этой общественной работе для всех слоев населения.

   Наравне с возросшей ролью политического просвещения народа стояло просвещение культурное. Практически в каждом учебном заведении Советского Союза, на рабочих предприятиях, заводах существовали коллективы художественной самодеятельности под руководством учителей и артистов театров. Будущие педагоги не только повышали свой культурный уровень, но и знакомились, общались с разными педагогами-предметниками своего города, перенимая педагогический и жизненный опыт старшего поколения.

   Участники коллективов принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, радиопередачах для учителей, а также коллективно посещали театры, устраивали спортивные турниры. Многие учителя становились организаторами художественной самодеятельности в своих школах. Среди преподавателей истории, физики, химии и других предметов часто встречались талантливые исполнители театральных ролей, композиторы, певцы.

   Учитель помимо учебных занятий получал всестороннее развитие: физическое, профессиональное и культурное, — что было необходимо для успешной педагогической деятельности. Элементы театрального искусства непрерывно сопровождали учителя. Ведь программы занятий в художественных кружках и студиях предполагали развитие голосовых, мимических, пластических, эмоциональных возможностей педагогов, были направлены на обучение самоконтролю и основным принципам сценического поведения. Частые выступления учительских коллективов художественной самодеятельности среди разных слоев населения, на предприятиях, районных и областных смотрах, творческих конкурсах способствовали закреплению артистизма учителя в исполнительской практике, что, безусловно, отражалось и в педагогической практике.

       В 70-е это веяние затронуло и школы. Агитбригады являлись одним из самых боевых и действенных отрядов художественной самодеятельности. В своей практике они опирались на постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», ставшее программным документом их деятельности. Недаром этот жанр называли «боевым жанром».

Собирались после уроков, сочиняли сценки, переделывали песни. Перед конкурсами задавались вопросом, в каких костюмах  выходить на сцену? В школьной форме – очень обыденно, а в то время в моду вошли водолазки (тонкие трикотажные свитера с воротником под горло). Их в магазинах просто купить было нельзя, их «доставали»… В 70-е годы и в первой половине 80-х гг. в деятельности агитбригады огромная роль отводилась так называемому "позитивному материалу", показу положительных героев времени, воспеванию успехов. Это комсомольские стройки, Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль. Нефтепровод «Дружба», Усть-Илим.  

  Не остались в стороне и школы г. Междуреченска. Начали проводиться городские и областные конкурсы агитбригад (см. фото).

  Один из них, второй областной смотр-конкурс агитбригад работников просвещения под девизом «Каждый час - делу коммунизма», который посвящался 60- летию образования СССР. В смотре-конкурсе приняли участие одиннадцать агитбригад из десяти городов Кузбасса.

  Первым выступил постоянно действующий коллектив агитбригады «Время» школы № 10 города Междуреченска. В программе был использован местный материал, пропагандирующий успехи и достижения города, его промышленных предприятий, шахт, угольных разрезав по достойной встрече 60-летия образования СССР.

  Своеобразно были представлены исполнителями в сценической форме и лучшие работники народного просвещения города. В программе выступления нашли свое отражение и сатирические страницы,  такие, как «Старая сказка на новый лад», «Кордебалет в стиле «диско», «Самоуправление в идеале» и другие.

   Любой вид художественной деятельности творческого коллектива рассматривался как уникальное явление. Члены творческого коллектива, активно соприкасаясь с искусством, старались познать его тайны, убеждаясь в том, что глубокое понимание искусства возникает лишь тогда, когда человек не просто созерцает его или просто разговаривает о нем, а учится искусству на самом искусстве.            


22.11.2019

вернуться к списку